Нормы законодательства в сфере строительства, вступившие в силу в 2019 году

29.01.2019

В январе 2019 года вступили в силу ряд законов, относительно деятельности застройщиков, а именно:

1. Изменен предмет экспертизы проектной документации, установленного ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса.

Предметом экспертизы проектной документации теперь является оценка соответствия проектной документации следующим требованиям:

- технических регламентов;

- санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- в области охраны окружающей среды (исключение: если проводится государственная экологическая экспертиза);

- государственной охраны объектов культурного наследия;

- к безопасному использованию атомной энергии;

- промышленной безопасности;

- к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики;

- антитеррористической защищенности объекта;

- к заданию застройщика или технического заказчика на проектирование;

- к результатам инженерных изысканий.

Указанные требования не распространяются при проведении государственной экспертизы проектной документации объектов, которые по своим критериям не попадают под государственную экспертизу, а также объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, если сметная стоимость строительства таких объектов подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

Также в предмет экспертизы включилась проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях строительства объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%.

2. Сведения об объекте капитального строительства подлежат указанию в соответствии с классификатором объектов.

Федеральным законом №342-ФЗ от 03.08.2018 внесены изменения в ст. 48 ГрК РФ. Указанная норма дополнена новой частью 12.3, согласно которой сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации теперь подлежит указанию в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям.

Проект приказа Минстроя России об утверждении классификатора объектов, опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. До утверждения такого классификатора требование, установленное ч. 12.3 ст. 48 ГрК РФ, не подлежит применению.

3. Изменен порядок создания и эксплуатации государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД).

С 1 января 2019 года ведение ГИСОГД осуществляется на уровне субъекта РФ и исключительно в электронном виде. Ведение информационной системы возложено на подведомственные органы исполнительной власти субъектов государственные бюджетные учреждения и органы местного самоуправления. Законодателем уточняется, что картографической основой ГИСОГД является картографическая основа Единого государственного реестра недвижимости. Значительно расширен перечень информации, которая подлежит отражению в ГИСОГД.

4. Вводится административная ответственность за нарушение сроков направления документов, материалов или сведений о них для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Федеральным законом 404-ФЗ от 12.11.2018 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ дополнен новой статьей 9.5.2. Указанная норма предусматривает административную ответственность за нарушение сроков направления документов, материалов, которые подлежат размещению или сведения, о которых подлежат размещению в ГИСОГД. За нарушение срока размещения информации в ИСОГД налагается штраф: для должностных лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; для юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

5. Состав проектной документации дополняется проектом организации дорожного движения.

30 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный закон №443-ФЗ от 29.12.2018 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В составе проектной документации объектов капитального строительства включается проект организации дорожного движения (ПОДД).

Согласно ч. 14 ст. 18 №443-ФЗ требования к составу и содержанию проектов организации дорожного движения, разрабатываемых в составе проектной документации объектов капитального строительства, устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время такого акта Правительства нет.

Вышеуказанные требования к составу проектной документации объекта капитального строительства не применяются к проектной документации объектов капстроительства, подготовленной в соответствии с ГПЗУ или ДПТ, выданными и (или) утвержденными до 30 декабря 2018 года.

Также Правительству РФ в срок до 15 апреля 2019 года необходимо внести изменения в законодательство в части:

1. Совершенствования механизмов контроля деятельности застройщиков со стороны Фонда защиты дольщиков и контролирующих органов. При этом следует предусмотреть возможность осуществления контрольных и надзорных мероприятий в отношении организаций, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, без соблюдения ограничений, установленных 294-ФЗ от 26.12.2008.

Напомним, что 25 декабря 2018 года вступили в силу нормы 478-ФЗ, которым в том числе внесены изменения в части проведения проверок застройщика, привлекающего средства участников долевого строительства. Согласно указанным изменениям Фонд защиты дольщиков наделен дополнительными полномочиями по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности. Проверкам будут подлежать застройщики, соответствующие критериям, установленным Правительством РФ, а также в лица, входящие с таким застройщиком в одну группу лиц.

2. Установления обязанности ведения уполномоченным органом субъекта РФ реестра всех строящихся многоквартирных домов, признанных в установленном порядке проблемными.

3. Установления четких критериев для принятия решения о порядке завершения строительства проблемных многоквартирных домов и определение источников финансирования таких мероприятий.

4. Возможности передачи в залог кредитным организациям земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома или иных объектов недвижимости с привлечением средств граждан, при осуществлении такого финансирования с использованием счетов эскроу.

Кроме того, до 15 апреля 2019 года Правительству РФ необходимо проработать вопросы и при необходимости внести изменения в законодательство в части:

- наделения субъектов РФ полномочиями по обращению в суд с заявлением о банкротстве застройщика.

- установления ускоренного порядка рассмотрения судами дел о признании проблемного застройщика банкротом.

- установления ускоренного порядка передачи проблемного объекта для достройки иному застройщику.

- создания с участием АО «ДОМ.РФ» специализированной кредитной организации (уполномоченного банка в сфере жилищного строительства) для финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Нормы законодательства в сфере строительства, вступившие в силу в 2019 году

Объявления Ассоциации СРО «Региональное Объединение Проектировщиков»

Будьте в курсе последних новостей
Выберите рассылку

Вернуться к списку новостей

Сайт Ассоциации СРО «ИОС» Сайт Ассоциации СРО «КОС»